Босые ноги

 


— Мама… у меня мёрзнут ноги… —

Я сидела на земле и смотрела вниз,

на свои грязные, пораненные ступни,

и слёзы капали туда же — в пыль,

в трещины чужой дороги.

 

Когда-то у меня было три пары обуви.

Одна — школьная: крепкая, простая.

Другая — для игр на улице, в догонялки и прятки.

И третья… праздничная.

Они стояли особняком, будто дожидались чуда.

Отец сам выбрал их для меня:

нежно блестящие, почти как у принцессы.

Я надевала их, только если день был по-настоящему особенным.

И будто бы вместе с ними надевала другую себя:

тише, скромнее, аккуратнее.

 

Однажды я попросилась в них в школу.

— Нет, — сказала мама. — А что ты наденешь на праздник?..

Она была права. Вещам — своё время.

В особый день — особая обувь.

А в туфлях этих я будто взрослее становилась.

Даже кофе пила однажды — с маминой ладони,

в маленькой чашечке, как взрослые.

Праздничная обувь не терпела суеты.

В них нельзя было бегать,

в них следовало шагать — важно, медленно, будто музыка внутри.

 

А потом всё изменилось.

 

 


 

— Мама… у меня мёрзнут ноги…

Но это было не только про холод.

Это был крик тела, не знавшего дороги,

не привыкшего к босоте,

к земле, полной стеклянных осколков и пыли войны.

 

Я привыкла, что ноги мои в носках — ярких, смешных,

а ступни — в уютных туфлях.

Босиком я ходила только по берегу моря:

солнце, волны, песок,

тот, что прилипает к ногам, но не ранит.

Мелкий, ускользающий, как детство.

Песок, в котором можно зарыться,

и мама — рядом, смеётся,

моет мне ноги, вытирает,

и я снова в своей обуви — сухой, чистой, домашней.

 

Но теперь я босиком.

И ноги мои — не мои.

Чужие. Покрытые ссадинами, запылённые,

словно я оставила своё детство под завалами.

 

Наш дом исчез.

Взрыв унёс не только стены —

он унёс привычное, уютное, понятное.

Мама держала меня крепко,

и чем сильнее обнимала — тем сильнее дрожала.

Но у матери нет запаса сил,

только любовь.

А любовь — не всегда может нести.

 

Я стояла.

Не отходила.

Не знала, куда идти —

город стал чужим,


земля — больной.

Под ногами — стекло.

Мама несла меня, пока могла,

а потом… мы шли.

 

Мы шли и шли.

Каждый день.

Все вокруг — как мы:

тишина, шаги, шорохи.

Грязь, пыль, стекло.

Иногда сажусь, чтобы отдохнуть,

а потом снова — идти.

 

Ноги болели.

Сначала кричали,

потом просто болели.

А потом — молчали.

Я больше не просила:

мамины руки стали слишком лёгкими.

Я просто шла рядом.


— Мама, у меня мёрзнут ноги…

И вдруг — голос.

— Я здесь, моя девочка… смотри, что я принесла…

 

Мама держала в руках пару обуви.

Они были не праздничные,

и не школьные.

Скорее — уставшие.

Как будто тоже прошли этот путь.

Но всё ещё крепкие. Надёжные.

 

— Если я надену их… мы вернёмся домой?

— Конечно, моя хорошая.

Мы ведь всё это время шли именно за этим.

Чтобы ноги стали сильными.

Чтобы ты смогла идти сама — к морю,

к себе. Домой…

И я поняла:

ничто не возвращается тем же, каким было.

Но всё возвращается.

Пусть и другим.

 ===

Обучение перенос опыта — это наука о реальности, которая формирует будущее на основе прошлого опыта. Он учит людей методам, необходимым для решения своих проблем и достижения своих целей.

 

Он предлагает стратегии людям, которые хотят быть счастливыми и успешными, с помощью своих программ «Кто есть кто», «Мастерство взаимоотношений», «Психология успеха».

 ===

 «Какое значение может иметь «один» человек среди миллиардов людей?

Спросите этого «одного» человека!»

Яхья Хамурджу





Yorumlar